alt

Следуя традиции посещать интересные и памятные места Подмосковья и соседних областей, 28 января 2007г. мы отправились в Можайский район, чтобы посмотреть на Ново-Никольский собор, который имеет весьма интересную архитектуру и историю.

Итак, солнечным и слегка морозным утром на минском шоссе собрались экипажи: Дотторе+Таша+Мася+Мурзик190 на W124, Карнаж и Юлия на W201, Данка на W124 и Вадс и Алеся на W220.

 

 

 

Минское шоссе, как и положено ему быть 28 января, было весьма заснеженным и грязным. Ехали не торопясь и соблюдая значительную дистанцию.

Впереди Вадс, за ним Дотторе, за ним Карнаж и в соседней полосе Данка.

alt alt alt

По пути заехали на заправку и узрели местное чЮдовище :) Вместо водителского "сидения" ему только табуретки не хватало. А впрочем, самоходная тележка для перевозки хлама с дачи на свалку или наоборот - вполне себе состоявшаяся!
alt
Его все фотографировали со всех сторон, а дядечка-водитель очень злился и ругался :)

А вот и Можайск!
alt

Проехали через город и в поисках дороги к цели нашей поездки наткнулись на интересную церковь!
alt
Историческая справка:
Храмовый комплекс церквей Иоакима и Анны складывался в течение нескольких столетий, с XIV до XIX века. До 1764г. на холме неподалеку от Москвы-реки стоял Якиманский монастырь, упоминаемый в документах с начала XVI века. Нынешний комплекс состоит из двух храмов в общей ограде и с одним названием.

Древний белокаменный храм Иоакима и Анны был построен в 1390-х гг. и разобран практически весь, за исключением  одного северного придела Леонтия Ростовского, в 1867г. Этот придел, упоминаемый с конца XVI века, в 1770-х гг. был капитально перестроен и расширен: надстроена апсида, сверху поставлена ротондальная колокольня с круглым куполом и маленькой главкой. Таким образом храм приобрел еще одну редкую черту – церкви «под звоном» нечасто встречаются в архитектуре. Вместо четырех малых глав ротонда звона была окружена четырьмя псевдоготическими башенками, верха которых утрачены. Декор храма представляет собой причудливое смешение стилей барокко, классицизма и псевдоготики. После Старая церковь Иоакима и Анны. Древняя стенасноса основной части древнего храма бывший придел стал отдельной церковью, по проекту Т.И.Семенова к ней была пристроена трапезная, а фасады облицованы. Главный интерес для исследователей представляет южная белокаменная стена храма – бывшая северная стена основного объема древней церкви. На той стороне, которая оказалась внутри храма, видны следы портала, пилястры и цоколь, а снаружи – борозды от иконостаса и следы жертвенника.

Новая церковь Иоакима и АнныПочти на месте разобранной древней церкви в 1867-1871гг. по проекту К.В.Гриневского была построена новая приходская церковь Иоакима и Анны. Здание в псевдорусском стиле сложено из кирпича и завершается деревянным барабаном, обшитым железом и увенчанным небольшим шатром с главкой. На глухом барабане нарисованы окна, а шатер окружен рядом кокошников. Боковые фасады украшены тимпанами. Сходная по стилю колокольня, поставленная над западным входом в храм, достраивалась в 1893г. по проекту П.Е.Егорова. В интерьере сохранился иконостас, сделанный к постройке церкви – трехъярусный, украшенный богатой золоченой резьбой. Росписи храма также сохранились со времен постройки и только поновлялись в 1980-х гг.

В советское время в старом храме размещался архив, сейчас – приходская школа. Новый храм действовал все время, не закрываясь, благодаря чему сохранил многое из своего внутреннего убранства.

alt alt altalt alt alt

На полу церкви был замечен вот такой фрагмент
alt

alt alt alt

Красивая церквушка, но не наша цель. Поехали дальше!

Возле Ново-Никольского собора, до которого мы быстро и благополучно добрались, решили устроить небольшой перекус и перевести дух от впечатлений, чтобы набираться новых.
Кошка на окошке, наблюдавшая за нашей трапезой на капотах-багажниках:
alt alt

А вот и собор!
alt alt alt

Историческая справка:
Ново-Никольский собор в Можайском кремле начал строиться в 1779г. и был закончен только к 1812г., так как строился с перерывами. Предположительно архитектор, строивший собор, относится к школе М.Ф.Казакова, о чем можно судить по готическим формам и романтическому декору. Свое название собор получил от соседнего Старо-Никольского храма.

Величественное здание в стиле псевдоготики, или русской готики, поставлено на высоком кремлевском холме и видно издалека, практически со всех улиц города. Собор был поставлен на месте Никольских ворот кремля (XIV век), и частично включил в себя их стены. По свидетельствам летописи от 1596г., тогда ворота уже были каменными. В воротах изначально тоже был храм, в котором хранился чудотворный образ Николы Можайского. По преданию, образ неизменно в течение двух веков охранял город от врагов, и пал Можайск только тогда, когда икона была увезена из города. Образ Николы Можайского был скопирован на Никольских воротах Московского Кремля. Сейчас древняя икона хранится в Третьяковской галерее.

Новый собор построен из кирпича с богатым белокаменным декором псевдоготического стиля. В подклете и сейчас можно увидеть фрагменты ворот, а южный придел включил в себя старинную надвратную Никольскую церковь 1685г. Для симметрии с севера к новому собору был пристроен такой же придел. Изначально основной объем храма венчала купольная ротонда, разрушенная в годы Великой Отечественной войны и не восстановленная до сих пор. В процессе реставрации в 1961г. ротонду временно не стали восстанавливать, и собор в таком виде пребывает до сих пор. Центральную ротонду окружали маленькие башенки с колонками, завершающиеся куполами с главками. Окна боковых фасадов и апсид обрамлены богатыми наличниками в псевдоготическом стиле; сверху фасады и апсиды также украшены островерхими кокошниками и крошечными шпилями.

С запада к храму пристроена четырехъярусная колокольня с высоким шпилем. Второй ее ярус обрамлен фронтонами с зубцами, а ярус звона обведен чередующимися островерхими и круглыми арочными проемами. Купол колокольни окружают четыре малых шпиля, а поставленный на купол небольшой ярус под центральным шпилем украшен маленькими фронтончиками, повторяющими декор второго яруса.

После Великой Отечественной войны сильно пострадавший храм был восстановлен без купольной ротонды над центральной частью, отчего все здание стало напоминать огромный корабль. После реставрации в нем разместили трикотажную фабрику, и только в 1980-х гг. его вместе с прочими зданиями на кремлевском холме передали в ведение Государственного Бородинского военно-исторического музея. В 1994г. в соборе возобновились богослужения.

Внутреннее пространство основного храма удивляет своей камерностью, в особенности в сравнении с внешними размерами собора. Восстановление интерьеров еще не окончено. Для храма был изготовлен список чудотворной иконы Николы Можайского.

alt alt alt

Местная жительница
alt

Собор стоит на холме. Довольно-таки высоком!
alt alt alt

Далее мы двинулись к Лужецкому монастырю, который находился по близости. Тоже достаточно знаменитый комплекс.
Историческая справка:
Можайский Лужецкий Богородицкий Ферапонтов мужской монастырь был основан в 1408г. преподобным Ферапонтом Белозерским по просьбе удельного князя Андрея Дмитриевича Можайского (младшего сына Дмитрия Донского) на высоком правом берегу Москвы-реки. Первым храмом обители была деревянная церковь Рождества Богородицы. Основатель монастыря, Ферапонт, в миру носил имя Федора Поскочина и дворянское звание, и родом был из Волоколамска. В 1370-х гг., когда ему было уже 40 лет, он принял постриг в Москве, в Симоновом монастыре. Вместе со своим другом, Кириллом они основали Белозерский монастырь, но в 1398г. Ферапонт по благословению друга ушел оттуда и стал жить отшельником. Спустя десять лет в местности Лужки под Можайском он основал новый монастырь, в котором провел настоятелем еще 18 лет. Умер Ферапонт Белозерский в возрасте 90 лет и погребен в монастыре. В 1514 г. были обретены его мощи, а канонизация произошла в 1547г.; вплотную к главному собору над его гробом в конце XVI века поставили церковь Иоанна Лествичника, не сохранившуюся до наших дней.
С первой половины XVI века монастырь начал застраиваться каменными зданиями. Немало тому поспособствовал богатый вклад новгородского архиепископа Макария (будущего митрополита московского), бывшего архимандритом в Лужецком монастыре. К 1542г. была окончена постройка собора Рождества Богородицы, а к 1547г. была построена трапезная с Введенской церковью, первоначально шатровой, затем сильно перестроенной. В соборе был устроен придел Макария Египетского – патрона архиепископа Макария, что дополнительно подтверждает вклад последнего в монастырь.
В конце XVI века в монастыре были построены еще два каменных здания – церковь Иоанна Лествичника над гробом Ферапонта и надвратная Преображенская церковь, перестроенная после пожара 1732г. К концу XVII века ансамбль монастыря сложился практически полностью: в 1673-1692гг. была выстроена шатровая колокольня в три яруса, в 1680-1684гг. – кирпичная ограда с четырьмя круглыми башнями, в 1681-1692гг. – Братский корпус. В 1648г. в монастыре появилась важная «достопримечательность» – полиелейный колокол весом в 85 пудов. В небольшом помещении под колокольней была усыпальница Савеловых.
На этом строительство не окончилось. В 1732г. монастырь сильно пострадал от пожара, и большинство зданий пришлось перестраивать. Так, изменился вид трапезной с храмом и надвратной церкви; достроили ограду, а в 1761-1763гг. в ней сделали еще одну башню, четырехугольную, и хозяйственные ворота. Тогда же на месте более старого здания поставили настоятельские покои.
Во время войны 1812 года монастырь был занят французами, которые причинили ему немало вреда: в трапезной устроили конюшню, в храме Преподобного Ферапонта – столярную мастерскую. Перед уходом подожгли старинный иконостас собора и разбросали по территории монастыря мешки с порохом. Служитель Иван Матвеев, рискуя жизнью, сумел оттащить опасные мешки от огня и спасти обитель от взрыва. Вскоре после окончания войны монастырь был восстановлен, в 1814г. построен новый Казначейский корпус.
В советское время, в 1926г. монастырская община была упразднена, и в 1928г. разрушили древний Ферапонтов храм (храм Иоанна Лествичника). До войны в стенах монастыря располагались фурнитурная фабрика и цех по производству медицинского оборудования. Братские корпуса были перестроены под коммунальные квартиры для местных жителей, а на кладбище поставили складские помещения и гаражи.
Во время Великой Отечественной войны монастырь был захвачен фашистами, которые устроили здесь лагерь для военнопленных. После того, как немцев отбили от Москвы, монастырь заняло НКВД, также под лагерь. Только в 1961г. началась реставрация разоренного памятника архитектуры и истории. Стены и башни увенчали тесовыми кровлями, разобрали позднейшие пристройки собора, открыли старинные фрески.
В 1993г. возродилась монастырская община, двор обители приведен в порядок. В 1999г. были заново обретены мощи преподобного Ферапонта, перенесенные сначала в надвратную Преображенскую церковь, а потом - в собор, и помещенные в новую дубовую резную раку. Почти полностью окончены работы по восстановлению основных зданий монастыря, снова издалека видны золотые шлемовидные купола главного собора, поднимающиеся на высоком берегу Москвы-реки. Снова тихим кажется отдаленный от дороги монастырь, переживший на своем веку немало бурных событий. Неподалеку от монастыря выстроена надкладезная часовня над источником преподобного Ферапонта, и к этому источнику непременно спускаются все приезжающие посмотреть эти красивые, насыщенные историей места.
Храмы и постройки монастыря

Название Годы Расположение
Рождества Богородицы собор 1542 Посреди монастырского двора
Введенская трапезная церковь 1547 К северу от собора
Преображенская надвратная церковь кон. XVIв.  
Колокольня 1673-1692  
Братский корпус 1681-1692  
Ограда с круглыми башнями 1680-1684  
Четырехугольная башня ограды 1761-1763  
Хозяйственные ворота 1761-1763 В западной части ограды
Настоятельские покои 1761-1768  
Казначейский корпус 1814  
Иоанна Лествичника (прп. Ферапонта) церковь кон. XVIв. Была пристроена к собору
Надкладезная часовня над источником прп. Ферапонта ХХI в. К северу от монастыря


alt alt alt
alt alt alt

После посещения монастыря и небольшой (т.к ведутся реставрационные работы, не везде безопасно ходить) прогулки по территории мы направились к Ферапонтову источнику, который также входит в этот комплекс, но находится немного в стороне.
alt alt alt

Потом мы решили проехать через Бородинское поле, пообедать в уютном кафе и уже потом возвращаться домой.
alt alt

В Бородино мы застали группу людей в исторических костюмах.
alt alt

Поездка и компания были великолепны, погода не подвела и домой мы вернулись в хорошем настроении!

 

УЧАСТНИКИ:

alt alt alt