Гонки и гонщики ХХ века. Часть 5 – гонка Санкт-Петербург - Москва.

Биографии: Филиппов, Кегресс. Императорский гараж.

Успех автомобильной выставки и соревнований 1907 года оказался настолько впечатляющим, что в 1908 году их решили повторить. На этот раз выставка проходила в Москве, а гонка в направлении Петербург — Москва.

1908
19.05.1908 – гонка Санкт-Петербург – Москва, приуроченная к 2-й международной выставке автомобилей в Москве, 650 верст.
Победитель: Виктор Эмери на Benz GP (15 литров, 150 л.с.), прошел дистанцию (686 км) за 8 часов 30 минут.
Среди участников: И. Филиппов на «Мерседесъ»

29.06.1908 – 7-е Волхонские гонки
Победитель: Ф. Донье на «Мерседесъ» (40 л.с.), установил рекорд скорости 87,7 км/ч
Участники: А. Нагель, А. Ефрон

В ночь с 18 на 19 мая 1908 года в обычно пустынном месте под Петербургом, у Средней Рогатки (рогатка — шлагбаум на выезде из города), там, где Московское шоссе пересекает железную дорогу, собрались почти все столичные автомобилисты и много публики. Начиная с двух часов, через каждые две минуты стартовали 27 автомобилей. Им предстояло пройти до Москвы 686 км. Автомобили по мощности двигателя подразделялись на пять категорий.

На финише, в 13 км от Москвы, за деревней Никольское, уже с 8 ч утра волновалась толпа. Всем желающим бесплатно раздавали специальный номер газеты, ежедневно выходившей во время Второй международной автомобильной выставки. На большом щите с картой дороги отмечался ход гонки по телефонным сообщениям с судейских контрольных пунктов.

Финиш автопробега за Тверской заставой.

b_300_0_16777215_00_images_2019_49_B05_s06-02.jpg

Все закончилось благополучно, хотя события развивались драматично. Старательные земства, в ведении которых находились дороги, щедро засыпали ямы щебнем, не укатывая его в расчете на то, что это сделают сами автомобили. Первые из них рассеяли острый гранитный щебень по всей дороге, оставив ямы. Гонка превратилась в гонку шин. Из-за многочисленных проколов среди 10 стартовавших в I категории к финишу дошли трое; то же происходило и в других категориях. По всей трассе лежали шины, а гонщики, растратив весь свой запас, вынуждены были прекратить соревнования.

Бронзовый жетон участника автомобильного салона в Москве, 1908.

b_300_0_16777215_00_images_2019_49_B05_s06-01.jpg

До самого финиша нельзя было предсказать победителя в I категории. В середине гонки на контроле в Вышнем Волочке первым отметился Эмери, за ним Дюре, а затем Деможо. На последнем контроле в Клину Деможо уже опережал на минуту Эмери, а Дюре наехал на упавшую на дороге лошадь (опять этот конкурент!) и сошел. За 10 км до завершения гонки Эмери обошел Деможо и, несмотря на то, что перед самым финишем проколол шину, успел все же на ободе первым пересечь черту. Результат Эмери на автомобиле «Бенц» с шинами «Michelin» — 8 ч 33 мин. За такое время не каждый современный автомобилист по асфальтовому шоссе доедет из Питера до Москвы.

Журнал "Automobil-Welt" писал: "Это был самый бешеный пробег в истории автомобильного спорта. Проехали 686 километров по дорогам, местами бывшим в чудовищном состоянии, которые Виктор Эмери (француз) на своем Benz Grand Prix сумел преодолеть за потрясающее время в 8 часов и 30 минут, что дает среднюю скорость 80 километров в час".

Справочная информация об участии автомобилей Mercedes в автогонках в России и Швеции в 1908 – 1914 гг. Упоминаются среди участников и победителей Рябушинский, Марк фон Мекк, Донье, Пёге, Филиппов, Де ла Круа, фон Люде.

b_200_0_16777215_00_images_2019_49_B05_s06-03.jpg

Помимо спортивных, у этой гонки были и другие результаты. Большая ежедневная пресса России, обычно упоминавшая об автомобиле в связи с несчастными случаями, заинтересованно и благожелательно освещала соревнования и вообще больше заговорила об автомобилизме и автоспорте. Кроме того, жители придорожных населенных пунктов ранее либо безразличные, либо враждебные к автогонкам, проявили к ним большой интерес и старались помочь спортсменам чем могли.

Фотографии:
1. Финиш автопробега за Тверской заставой.
2. Бронзовый жетон участника автомобильного салона в Москве, 1908.
3. Справочная информация об участии автомобилей Mercedes в автогонках в России и Швеции в 1908 – 1914 гг. Упоминаются среди участников и победителей Рябушинский, Марк фон Мекк, Донье, Пёге, Филиппов, Де ла Круа, фон Люде.

 

Иван Николаевич Филиппов

В репортажах с гонок и ралли нередко фигурирует фамилия Филиппов. Я не мог разыскать более подробную информацию о них, но был уверен, что речь идет о родственниках знаменитого булочника. Основателя династии звали Максим. Самого известного, «того самого», который булки с изюмом придумал – Иван Максимович, а в последние годы компанией управлял сын Дмитрий Иванович. Так кто же такие И.Н. и А.Н. Во-первых, я понял, что, как минимум, И.Н. состоял членом в московском ПРАК, был хорошо знаком с семьей фон Мекк. Затем я выяснил, что Иван Максимович оставил свое дело троим сыновьям – Дмитрию, Ивану и Николаю, но когда два брата умерли, Дмитрий собрал воедино компанию. И вот тут пазл начал складываться. Оба Филиппова – дети Николая Ивановича, внуки Ивана Максимовича. Когда же выяснилось, что И.Н. Филиппов, наряду с гг. Елисеевыми и фон Мекк, был в числе пожертвователей на православный храм в Буэнос-Айресе, то картина сложилась окончательно, ибо просто так в одной компании не могли оказаться Елисеевы и Филипповы. Так что речь идет об Иване Николаевиче и его младшем брате Алексее Николаевиче. К сожалению, ни дат жизни, ни подробностей об их деятельности до и после революции ничего узнать не удалось. Известно лишь, что после 1917 года Филипповы эмигрировали в Бразилию и Францию, а также разъехались по всей России. Сейчас некоторые из потомков династии проживают в Москве.

Булочная Д.И. Филиппова в Москве на Тверской.

b_300_0_16777215_00_images_2019_49_B05_p09-IF_01.jpg

Известно, что Иван, участвуя в зимних гонках на 140 верст в декабре 1910 года, получил серебряный приз, наравне с гонщиками Н.К. фон Мекк и И.К. Исаевым.

Из хроники автопробега Москва – Севастополь 1911 г.: «Условия жюри на получение главного приза выполнили по итогам состязаний две команды: Первого русского автомобильного клуба Москвы (П. Ильин — «Ля Бюир», Н. Миронов — «Берлие», И. Филиппов — «Мерседес», Фольман — «Минерва») и Рейнского автомобиль-клуба (Ф. Эрле, Гейм, К. Мюллер — все на машинах «Бенц»). Но руководитель Рейнского клуба подал в жюри заявление. Он утверждал, что между Мелитополем и Джанкоем на автомобиле Филиппова лопнул поворотный рычаг левого колеса, за что должны быть начислены штрафные очки. Филиппов, использовав имевшиеся на борту машины тиски, монтировку, ключ, проволоку, устранил поломку и прибыл в Джанкой без опоздания. А дальше, сколько было видно, простирался крупный песок. Командорский автомобиль, правда, каким-то чудным образом проехал, застряв только в одном месте на несколько минут. Но не все вовремя заметили эту перемену на дороге. Чуть погодя в эту яму угодил г-н Филиппов на своем сильном «Мерседесе». А следом за ним первые два десятка тяжелых машин друг за другом на полном ходу в считанные минуты уходили в песок по самые подножки.»
По итогам автопробега, в 1-й категории (объем двигателя свыше 9 литров) победил И. Филиппов на «Мерседес», выступавший от ПРАК, на шинах «Проводник». В той же категории был заявлен А. Филиппов на «Фиате», но его автомобиль не стартовал.

Достижения:

  • участник гонки Петербург-Москва 1908 г. 
  • серебряный приз в зимней 140-верстовой гонке 1910 г.
  • победитель в 1-й категории автопробега Москва-Севастополь 1911 г.

Источники:
https://secrethistory.su/947-filippov-ivan-maksimovich.html
http://www.slovopedia.com/2/212/271262.html
http://von-meck.info/smi-o-fon-mekk/starinnye
http://von-meck.info/pravolslavie

Фотографии:
1. Булочная Д.И. Филиппова в Москве на Тверской.


В начале ХХ века основная часть автомобилей на улицах Санкт-Петербурга и Москвы была французского происхождения. Однако, с 1907 года «Бенц» начинает новое наступление на российский рынок. «Бенцы» предлагают взыскательным покупателям торговые дома «Е. Фейтельберг» в Риге, «К. Весле и К°» в Одессе и «Б.А. Яцкевич» в Екатеринославе, «Ф.В. Альсоп» в Харькове, Акционерное общество «Густав Лист» в Москве и Товарищество «Феррум» в Варшаве. В Санкт-Петербурге открывается новое отделение фирмы – «Бенц Гараж». Для лучшего продвижения марки эмблема «Бенц» выпускается с русской надписью.

Эмблема «Бенц»

b_150_100_16777215_00_images_2019_49_B05_s07-05.jpg

В 1907 году появляются первые легковые «Бенцы» в гараже Его Императорского Величества, у Великих Князей, элиты общества, а также в Русской армии.

Лимузин Benz 24/45 Великого Князя Николая Николаевича. 1912.

b_300_0_16777215_00_images_2019_49_B05_s07-01.jpg


Флигель-адъютант Его Императорского Величества полковник князь Орлов

b_300_0_16777215_00_images_2019_49_B05_s07-02.jpg


Лимузин Benz 38/60 из гаража Его Императорского Величества. За рулем личный водитель Николая II – Адольф Кегресс, 1907.

b_300_0_16777215_00_images_2019_49_B05_s07-03.jpg

Mercedes Knight 16/40 PS

b_300_0_16777215_00_images_2018_news_B01_prehistory_s02_06.jpg

 

Одним из первых стал 45-сильный «Бенц» Военного Управления, который через 2 года будет участвовать в автопробеге до Риги, и финиширует первым.

b_300_0_16777215_00_images_2019_49_B05_s07-04.jpg

Benz 24/45 Военного Управления под №5 на трассе пробега Петербург–Рига–Петербург. 1909.


http://www.gruzovikpress.ru/article/12327-125-letniy-yubiley-firmy-daimler-ag-istoriya-avtomobiley-bents-v-rossii-moy-slavniy-bents/ (С. Кирилец, И. Баранцев)
https://tass.ru/spec/avto_imperatora (Вероника Романенкова)

Фотографии:
1. Эмблема «Бенц».
2. Лимузин Benz 24/45 Великого Князя Николая Николаевича. 1912 г.
3. Флигель-адъютант Его Императорского Величества полковник князь Орлов.
4. Лимузин Benz 38/60 из гаража Его Императорского Величества. За рулем личный водитель Николая II – Адольф Кегресс, 1907 г.
5. Mercedes Knight 16/40 PS.
6. Benz 24/45 Русской армии на трассе пробега Петербург–Рига–Петербург. 1909 г.

 

Адольф Кегресс (Adolphe Kégresse, 1879 - 1943)

Родился в 1879 г. во Франции. Работал в России техником в фирме «Лесснер», продававшей автомобили «Даймлер-Луцкой».
В 1906 году был приглашен князем Орловым на пост технического директора Императорского гаража. Он был личным водителем Николая II и его семьи вплоть до 1917 года. Был талантливым механиком и изобретателем. Изобрел подвеску Кегресса, создал снегоход на базе «Бенца» для Императора.

Адольф Кегресс в Царскосельском Императорском гараже на полугусеничном Мерседес14/30 собственной конструкции. 1912.

b_150_100_16777215_00_images_2019_49_B05_s07-06.jpg

После Февральской революции в России вернулся во Францию, где работал в компании «Citroën». Полугусеничная система Кегресса использовалась в советское время для дальнейших разработок и усовершенствований. Умер во Франции в 1943 г.

Адольф Кегресс

b_200_0_16777215_00_images_2019_49_B05_s07-07.jpg

Источники:
http://www.tsar-auto-club.spb.ru/history/kegress.html (Вячеслав Маслов, Станислав Кирилец)

Фотографии:
7. Адольф Кегресс в Царскосельском Императорском гараже на автомобиле Мерседес14/30 с гусеничным движителем собственной конструкции. 1912 год.
8. Адольф Кегресс

 

© Dottore & Dottore.Ru, 2019 специально для © MBCM.ru, 2019.